Основную конкурсную программу 43-го Московского международного кинофестиваля часто ругают за отсутствие комедийного кино. Понятно, что подобного рода претензии высказывают в основном зрители, которые помимо извечной драмы хотят видеть нечто более свежее. В текущем году им есть что предложить – румынская трагикомедия Андрея Хуцуляка «#засранка».

Тема интернета набирает актуальность всё больше и больше, уже на текущем фестивале зависимость постепенно набирает обороты. Причём это сейчас вовсе не про кино, а даже про технические аспекты. Люди всё больше погружаются в свои гаджеты – мы следим за участниками через программу связи Zoom, просматриваем расписание, предпочитаем следить за кинофестивальными новостями уже в телефоне, а не используя официальное периодическое издание смотра. Пандемия рано или поздно уйдёт, а привычка делать всё новым способом у большинства останется, как и останется извечная свобода самовыражения в сети. Именно о такой свободе рассказывает трагикомедия «#засранка».

Зачатки фильма – это реальная история, произошедшая в Южной Корее, когда женщина отказалась убирать за собачкой, сходившей в туалет в метро. Используя эту отправную точку, режиссёр ушёл от дальнейших параллелей, превратив свой фильм в самодостаточный продукт. Смотреть его действительно смешно благодаря перманентной гиперболизации всех процессов, происходящих в картине. Такого рода художественные приёмы были использованы весьма органично, а вишенкой становится то, что ряд эпизодов – откровенный фарс, но при этом очень весёлый и, если можно так сказать, харизматичный.

Героиня фильма – пусть и не самой блестящей игрой, если сравнивать с конкурентками в борьбе за главный приз, – смотрится вполне уверенно, ей хочется доверять, за ней интересно смотреть. А вот чувства какой-то жалости её персонаж не вызывает, как не вызывают особых сопереживаний другие герои, что является жизнеутверждающим моментом.

Отдельное спасибо можно сказать Андрею Хуцуляку за финальный аккорд – сильный и меткий, поражающий своей простотой и гениальностью, приближая картину к сердцам российских зрителей.