Алексей Федорченко – один из самых интересных отечественных режиссёров нашего времени. Во всех его работах чувствуется авторский почерк, делая фильмы узнаваемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Не стала исключением его новая картина «Последняя «Милая Болгария», являющаяся экранизацией книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца».
Думаю, что говорить о сложности экранизации Зощенко не стоит – потому что Михаил Михайлович был тем автором, которого можно только чувствовать, а любую фальшь в постановке его трудов почувствовал даже тот, кто не является ярым поклонником писателя. Обратной стороной медали стало преимущество Федорченко, потому что стилистически по своей иронии и её глубине они очень близки друг к другу, и это, пожалуй, сыграло ключевую роль в финальном успехе.
«Последняя «Милая Болгария» – это на самом деле про успех. В фильме прекрасно всё – запоминающаяся музыка, колорит воссозданных локаций, напоминающих как театральные, так и реальные одновременно, красота диалогов и, конечно, игра актёров. Мерное течение сюжета, даже небольшое затягивание развития событий доставляет огромную радость благодаря подлинному насыщению. Визуальный стиль, который выбрал Федорченко, погружает нас не только в классное кино, но и открывает возможность созерцания эмоций героев, сцен и обстановки. Всё вместе это делает искреннее путешествие в недра сознания и души Зощенко, написавшего своё «последнее» произведение, поставившее на нём крест на его карьере писателя и жизни. Точно такой же крест, который ставится на сорте яблок.
Вообще, если смотреть на фильм со стороны, то в нём действительно есть линия детективных зарисовок, построенных по классической композиции, но интересно не это. Настоящим открытием при просмотре становится то – сколько различного рода секретов, тайн и загадок оставил режиссёр для самостоятельного познания. Связь времён, цикличность истории, проблемы, связанные с душевными тяготами, а также закоулки сознания писателя, которые интересно изведать, чтобы прочувствовать всё ещё раз.
Феноменально, но «Последнюю «Милую Болгарию», в этом есть уверенность, были бы рады увидеть у себя многие другие крупные фестивали, тем не менее, Федорченко решил отдать его на ММКФ, за что ему хочется выразить огромное признание. Такие фильмы запоминаются не просто надолго – они навсегда оседают в глубине сознания, вызывая улыбку в минуты горя, и дают повод задуматься, когда в жизни всё идёт хорошо.