Личные и глубокие истории, рассказанные в фильмах всегда вызывают особенные чувства. Да, это не документальные картины, но в них есть нечто большее – реальные эмоции и душевные терзания людей, оголяющие нерв откровенности. Не стал исключением и Основной конкурс 42-го Московского Международного кинофестиваля, куда попала дебютная работа Исмаила Сафарали «Дочь рыбака». В ней Сафарали рассказывает как раз личную историю, связанную с пропажей его отца. Изначально «Дочь рыбака» с успехом была представлена на питчинге «Кинотавра», где ею заинтересовался Александр Роднянский, работающий в последнее время с талантливыми и новыми голосами в мире кино.
В основу сюжетного ряда фильма «Дочь рыбака» легла история об отце главной героини фильма, который не вернулся после очередной рыбалки. После этого в деревне, где проживала семья рыбака начинают происходить беды, доводя население до крайней степени эмоционального надлома.
Если говорить очень грубо, то весь фильм строится на всеобщем отчаянии, набирающего силу с каждой новой сценой. Загадки и символы, расставленные акцентами режиссёром-дебютантом, так или иначе приводят зрителя к пониманию того, что в пропаже рыбака так или иначе виноваты все в деревне, за исключением, пожалуй, лишь дочери, пытающейся найти отца. Зритель местами против своей воли втянут в таинственное действо, представляющее собой некое подобие расследования, конец которого понятен с самого начала, но от этого не является чем-то тенденциозным. Завершающая сцена картины на самом деле трактоваться может как минимум тремя различными вариантами – оптимисты найдут подтверждения одного, реалисты – другого, а пессимисты усмотрят третьего. Как правило, обычно лишь два варианта однозначно говорят нам о том, что на самом деле произошло, но в «Дочери рыбака» всё представлено несколько в иной плоскости именно благодаря тому моменту, что режиссёр картины сам прошёл через всё это. Красок фильму добавляет ещё и то, что дочь Исмаила Сафарали стала прототипом главной героини ленты, что, согласитесь, ещё больше погружает нас в историю.
Говоря о символах, стоит отметить, что их довольно много и не все из них лежат, что называется, на поверхности. Больше всего, конечно, привлекает взгляд море. Бескрайнее и беспощадное, как его привыкли рисовать многие кинохудожники, в «Дочери рыбака» вызывает совершенно иные ассоциации – тут звук волн, визуальная картинка – это своего рода очищение, подготовка канонически чистых людей (душою) к миру лучшему – тому, что они заслужили по праву. В то время как мир грешный, грязный – та самая проклятая суша, где останутся навсегда те, что не смогли пройти обряд очищения.
О ФИЛЬМЕ
«Дочь рыбака» рассказывает о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет, ведь его тело так никто и не нашел. Однако семья Сары и жители деревни настаивают на похоронах, пусть и формальных – старейшины убеждены, что непогребенный рыбак – причина всех несчастий, которые обрушиваются на деревню одно за другим. Сара бунтует и идет против воли и обычаев семьи. Природа как будто протестует вместе с ней – надвигается шторм, и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.