Тема BLM («Жизни чернокожих имеют значение») уже штормом ворвалась в кинематограф. Где-то откровенные фильмы-агитки, а где-то довольно серьёзные и очень умные работы. 42-й Московский Международный кинофестиваль одни из первых обратил внимание на это веяние в современном кино, включив в Основной конкурс работу бразильского режиссёра Лазару Рамоса «Распоряжение».
Сюжет картины представляет собой манифест, декламируемый темнокожим населением Бразилии, желающим получить компенсации за то, что предки были вынуждены выполнять рабский труд. Действие «Распоряжение» – это недалёкое будущее, где правительство, поняв, сколько придётся выплачивать компенсаций, сначала решает просто за свой счёт отправлять всех «иноземцев» на родину – в африканские страны, а уже после этого идёт в наступление, решая насильно депортировать неугодных лиц, с повышенным содержанием меланина.
Для начала стоит обозначить, что в режиссёрском кресле картины оказался довольно известный и популярный в Бразилии актёр Лазару Рамос, известный по своим ролям в сериалах, что, собственно говоря, отразилось на самой картине. Сюжетная линия «Распоряжения» довольно рваная в плане темпа, события происходят так быстро, что создаётся ощущение – из сериала попробовали смонтировать полнометражный фильм. Получилось для дебюта вполне неплохо, темы, поднимаемые картиной, несмотря на свою гиперболизацию и ангажированность, имеют место быть и вполне достойны тщательного обсуждения в кулуарах – после просмотра картины.
К чести Лазару Рамоса стоит отметить, что он, не сочтите за расизм, не пытается показать доминанту в повествовании – не делит мир строго на белое и чёрное, на хорошее и отвратительное. В одни из ключевых эпизодов картины он даже показывает, что расизм – это не однобокая проблема, в ней всего лишь один шаг, чтобы люди поменялись ролями и оказались, что называется, чужими среди своих. Также «Распоряжение» не вызывает отвращения в следствии навязывания определённого мнения, фильм даёт очень много информации, над которой нужно подумать. И к толерантному отношению можно прийти куда быстрее, используя диалог после просмотра такого кино, чем ожесточённое декламирование позиции со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Стоит также отметить, что Лазару Рамос отверг идею превращения картины во что-то депрессивное и тяжёлое, всё смотрится не как «слёзодавилка», как это любят зачастую представлять американские и европейские режиссёры, а больше как огромный холст с размытыми большими мазками – зритель видит лишь очертания всего, но практически везде всё максимально цензурируемо на предмет насилия. И это правильно, поскольку одно насилие порождает другое, а искусство должно не впитывать это в себя, не опускаться на этот уровень: единственный выход – подняться надо всем этим.
Концовка, которая определённо понравится зрителям, выполнена в лучших традициях американских героических картин. Для жанровой идентичности это, конечно, определённая ошибка, поскольку разрушает всё созданное до этого, но в плане зрелища – оправдано. В конце концов, времена сейчас такие – позитив должен довлеть над негативом.
О фильме
Недалекое будущее. Адвокат подает в суд на правительство Бразилии с требованием возмещения ущерба всем потомкам африканских рабов в стране. Авторитарное правительство в ответ подписывает указ о депортации всех чернокожих граждан страны в Африку. На людей начинается настоящая охота — их ловят и насильно вывозят на другой континент. Пока армия и полиция следят за соблюдением закона, адвокат поручает дяде найти его жену, а сам присоединяется к подпольному движению сопротивления.