В последние годы все фильмы турецкого производства – это главные конкуренты в борьбе за высшие награды Московского международного кинофестиваля. Не стал исключением и текущий смотр кино, где представлена последняя работа Мурата Дюзгюноглу «Меж псом и волком».
«Меж псом и волком» – довольно тенденциозная картина, являющаяся классикой современного кинематографа Турции. Великолепное построение кадров, аккуратная режиссура, обличающая человеческие пороки через эмоции, столкновение двух стихий – природы и человека. По сюжету картины Орхан – молодой человек, имевший довольно большие планы на жизнь, убивает своего наставника по жизни – Иззета, собравшегося покинуть Стамбул и вернуться в свою деревню, чтобы дожить там последние годы жизни.
Картина Мурата Дюзгюноглу – это жанровое кино, раскрывающее острые темы бытия. Фильм переполнен философским подтекстом, разбавленным многочисленными притчами для нашего времени. Обыкновенная жизнь проецируется на мир животный, живущий по своим правилам, которые никто никогда не нарушает. Нам довольно трудно представить, чтобы зайцы могли загрызть в лесу волка, как и то, что волк превратился в травоядное животное. А вот в человеке, в главном герое картины, мы усматриваем эти странные метаморфозы, превращающие его из пса в волка и из волка обратно в пса. Этой метафорой пронизана вся картина, каждый эпизод раскрывает и обличает истинную природу главного героя, в котором многие зрители бесспорно смогут узнать свои черты. Образ Орхана едва ли не библейский, он совершает грех, но кто без греха? При этом в убийце нет элементов разложения, он стоит на пути познания самого себя, своей природы – в мире животных ему никто не стал применять меры, он остался на своём месте. В мире же людей работают другие механизмы, те, что главный герой картины в силу своей животной натуры не способен понять и принять.
В голове стремительно, почти вспышкой, рождается вопрос – зачем и для чего картины вроде «Меж псом и волком» попадают в наше поле зрения? Ответ на него довольно простой, но в то же время очень глубокий – это кино продолжает раскрывать наши внутренние законы, давать нам понимание одного ключевого момента – человеку не место между псом и волком, человек – не зверь. Что касается самого фильма, то он, определённо заслуживает уехать из Москвы с наградой. Турецкий кинематограф продолжает привносить в нашу жизнь чистое, личное и жанровое кино и очень сильно хочется, чтобы эта тропинка не зарастала и дальше.