Каждый Московский международный кинофестиваль – его основная конкурсная программа – это не только состязание и видение различных кинематографий, но и возможность живого эксперимента. В этом году, пожалуй, самой необычной лентой, обращающейся как раз к эксперименту, стала работа Михаила Архипова «Планета».
«Планета» – это не только предчувствие космоса в лице Юрия Гагарина и дань уважения Павлу Клушанцеву, о котором, в этом нет сомнений, не многие зрители ММКФ слышали. Нет, перед нами не очередная попытка осмысления его кино, «Планета» – это фильм, «написанный» под вдохновением того, что в фантастическое кино внёс гений Павла Владимировича как в техническом, так и метафизическом плане.
История Николая Берестова, работающего над фантастическим фильмом, по своей сути не имеет никаких пересечений – это, как уже мы говорили раньше, не какой-то референс жизни и работы Клушанцева. Фильм – живой эксперимент, он создан при максимально скромном бюджете, с целью реализации всех идей, опирающихся на ментальность советского кинематографа, усилив всю эту атмосферу документальными кадрами и, к слову, весьма незамысловатым сюжетом. «Планета» – простор для поиска своего киноязыка, включающего в себе поиск этого языка на протяжении всего фильма. Перед зрителем разворачивается исключительно философский сюжет о поиске ценностей в отношениях между людей в преддверии подвига, совершённого Юрием Гагариным.
Конечно, в картине есть отсылки, своего рода оммажи на творчество Клушанцева, включая «Планету бурь», но это совершенно новое знакомство, интегрированное в поиски главного героя фильма – режиссёра Берестова. Зритель проходит вместе с режиссёром весь путь в поисках ответа на главный вопрос, который полезно ставить как никогда в наше время – что такое круг добра? И как влияние одного человека способно менять мир других.