При всём уважении к другим двум российским работам, попавшим в Основной конкурс 47-го Московского международного кинофестиваля, фильм Стаси Толстой «Семейное счастье» по одноимённому роману Льва Толстого изначально стоял особняком. Причин тут довольно много, но главная из них – особая жизненная энергия Стаси Толстой, для которой это всего лишь второй полный метр.

После успешного дебюта в 2022 году с «Тайным влечением» в конкурсной программе «Русские премьеры», Толстая (на тот момент ещё Венкова) привлекла к себе внимание своим красивым и изящным видением того материала, с которым ей приходилось работать. Тем авантюрнее смотрелась идея экранизации романа Льва Толстого «Семейное счастье», пусть даже с яркими нотками адаптации.

История любви Маши и её бывшего опекуна известна всем ещё со школы, но тогда едва ли кто-то придавал особое значение роману, который сам Лев Николаевич считал своими неудачей и срамом. В осмыслении произведения Стасей Толстой происходит весьма интересная трансформация, когда женские персонажи не просто проживают свою жизнь на экране, а вводят в некое порочное искушение зрителя. Здесь нет привычных нам ранимых барышень, перед нами яркие и до боли самостоятельные представители женского пола, способные принимать решения, не копаясь в своих глубинных чувствах.

Вместо эмоций на большом экране мы видим постоянное метание между лёгкой театральностью и кино. Действие завораживает своей ёмкостью, отсутствием лишних линий и интересными решениями, которых не было у Толстого. Во время сцены раута даже невольно ловишь себя на мысли, что всё происходящее на экране – это реалии сегодняшнего дня, но пара мгновений и от этого миража не остаётся ничего, кроме приятного послевкусия и осторожной мысли – а было ли на самом деле?

Довольно сложная и многогранная история Льва Толстого превращается в живописную и лёгкую историю, рассказанную Стасей Толстой о мудрости женщины, о слепоте и трусости мужчин и, конечно, о прекрасной русской душе, которая способна проноситься через столетия, не меняя в себе главного – оставаться русской.