Фархат Шарипов – давний друг Московского международного кинофестиваля, поэтому появление его фильма в последний момент, уже после объявления программы Основного конкурса, не выглядело чем-то неожиданном, тем более, что картина «Эвакуация» посвящена событиям Великой Отечественной воны.

Вообще, если быть предельно откровенным, то «Эвакуация» – абсолютно жанровый фильм, с самым необычным концом. Не хочется, конечно, портить впечатление зрителям, но есть твёрдое понимание того, что именно эта работа способна удивить или разочаровать гораздо сильнее, чем любая другая картина из основной конкурсной программы 47-го ММКФ. Ещё интереснее будет ответ на вопрос – что к такой концовке привело. Сама история же, ставшая отправной точкой, – невольная разлука матери и её маленькой дочурки вполне классическая для кинематографа.

Отличительной особенностью картины Шарипова стала не только явный отпечаток жанровости, но и прекрасная операторская работа, переплетённая с желанием сделать предельно достоверное кино в локациях того времени. Дыхание войны, от горестей которой невозможно уйти, сживает сердце зрителя, втягивая в круговорот лиц, проблем и какой-то безысходности. Отсутствие юных и смешных голосов на подсознательном уровне предстаёт куда страшнее, чем сцены непосредственных баталий. Рука Шарипова без лишних эмоций рисует тягости того времени, а чёрно-белая картинка, подпитанная серостью зимы превращает картину в беспросветную тоску и бесконечную боль.

Такие фильмы обладают весьма поразительным эффектом – их можно спокойно смотреть, сдерживать слёзы, мысли и крики души, но подобное кино никогда не забывается, как в своё время не забылся «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, взявшего главный приз в 2020 году. «Эвакуация» – бескомпромиссное кино, которое вполне могло продолжиться, поскольку изначально проект задумывался как сериал, но вовремя сделанная остановка, пусть, скорее всего, и не по своей воле, превратила картину из ещё одной нерассказанной истории в принципиально новый опыт – сюжетный, операторский… духовный.