Возвращение на Московский международный кинофестиваль классического европейского кино – это настоящий праздник для всех поклонников смотра, уделяющих особое внимание основной конкурсной программе. Первой картиной на суд зрителя будет предъявлена впечатляющая работа «Воздушный змей» копродукции Италии и Бельгии.
В этом стыдно немного признаться, но такого крепкого и зрелищного фильма, в хорошем смысле этой фразы, не было в конкурсной программе довольно давно. Триллеры и детективы вообще не частые гости на ММКФ, а уж настолько откровенные и глубоко проработанные картины, зиждущиеся на реальных событиях, – приятное исключение из правил.
В основе картины последний месяц жизни Николы Калипари – главы итальянских секретных служб, погибшем по вине американского военного. Режиссёр Алессандро Тонда знакомит нас с одной из самых тяжёлых страниц в истории Италии в послевоенный период (речь, конечно, о периоде после Второй мировой войны). За отведённые четыре недели зритель знакомится с семьёй Калипари, вдохновляется его жизнелюбием, оценивает преданность тому делу, которым он занимается. В каждом новом кадре перед лицом зрителя настоящий образец для подражания – тот человек, за которым хочется не просто следить, за ним возникает весьма смелое желание идти. И это во многом стало возможно благодаря великолепной игре Клаудио Сантамарии, подарившего нам экранную реинкарнацию Николы Калипари.
Тонда буквально не даёт ни одной лишней сцены, в фильме нет ни одного лишнего диалога. Смотрящаяся на одном дыхании лента пропитана интригами, политическим подтекстом и, конечно, войной, но при этом ни на одном этапе эти темы, ставшие фоном, не затмевают самого главного – роли личности, роли человека.
Абсолютно оправданно то, что подобными картинами художники, а Алессандро Тонда выступает именно художником, хотят привлечь внимание к важности тех страниц, которые многие пытаются перелистнуть и забыть. При этом Тонда уходит от соблазна превратить картину в спекуляцию, отдавая должное человеку, которого с нами нет уже 20 лет. Жёсткий финальный вердикт, напоминающий чем-то спусковой крючок, помогает зрителям по всему миру ещё раз коснуться того, что произошло, обнажив весь спектр проблем, вызванных страшной операцией в Ираке, принёсшей столько горя. И отдельно хочется поблагодарить всех, кто сделал возможным попадание картины в Основной конкурс 47-го ММКФ. Уже сейчас можно сказать, что подобные фильмы всегда находят свои награды, а они у картины «Воздушный змей» и Клаудио Сантамарии точно впереди.