Каждый год, выбирая из более чем 200 картин десятку лучших, мы невольно оказывается в тупике. Выбрать всегда есть из чего, но довольно сложно уложиться в десятку. Можно было, конечно, расширить список – добавить в него пять, десять, пятнадцать фильмов… и тогда он превратится во что-то непостигаемое, трудное для оценки и прочтения. Что говорить про возможность его охвата – просмотра самих фильмов, когда билеты на фестиваль, скажем прямо, доступное не каждому удовольствие, а брать отпуск летом ради недели кино – и вовсе небывалая роскошь.

В текущем году мы остались верны своей главной цели – соблюдению заранее оговоренных правил игры. Мы не включаем в список фильмов картины, которые выйдут в российский прокат после фестиваля, их точно можно будет увидеть на больших экранах уже в более тихой, мирной обстановке, в удобное для зрителя время. Не смотрим мы и на короткометражное кино, не по причине того, что там нечего посоветовать, напротив, в программах «Конкурс короткометражного кино» и «Короткометражное кино: Панорама» довольно много вещей, достойных вашего внимания. Да и работы отечественных режиссёров нуждаются в зрительской поддержке, «Российское кино: перспективы» – отнюдь не слабая подборка, хоть и обособлена от картин зарубежных. Обязательно стоит обратить внимание на ту же «Тихую ночь» Цю Яна, получившего «Золотую пальмовую ветвь» на прошедшем 70-м Каннском кинофестивале.

Да, вырезать приходится довольно много. Такие шедевры как «На пределе» Фатиха Акина, картина, напомним, получила на всё том же Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль (Диана Крюгер), выйдет в прокат в феврале 2018 года, или «О теле и душе» Ильдико Эньеди – лучший фильм Берлинского кинофестиваля – выйдет в прокат 19 октября текущего года – они заняли бы практически все места в топ-10, не позволив нам поговорить о других алмазах текущего смотра. Впрочем, приступаем.

-1-

«История нашего дома» (реж. Ли Юнхо, Ха Ёнкиль) – КНДР – 2016
Программа: Открытие: Сегодня о Корее

О фильме: Чона всего 18 лет, и она по сути еще девочка. Тем не менее, она уходит из родной семьи, чтобы посвятить свою жизнь сиротам. Чона делает все возможное, чтобы у детей было счастливое детство. Повествуя о материнский чувствах Чона, фильм наглядно показывает правду о дружном корейском обществе и Партии, которая является домом для всего народа Северной Кореи. Дома, где люди живут счастливой жизнью под незримой отеческой опекой уважаемого высшего руководителя, товарища Ким Чен Ына.

Количество небылиц о Северной Корее (КНДР) растёт с каждым днём. Играя на невозможности аудитории проверить многие «факты» о положении дел в этой стране, журналисты придумывают всё новые и новые истории, выкладывая на суд общественности. В комментариях создаётся шум, перерастающий эхом в обсуждения в социальных сетях. Ещё вчера многим казалось, что в КНДР нет ничего, даже собственного кинематографа, но этот факт опровергает ММКФ в своей программе, посвящённой кино КНДР. Мы же рекомендуем посмотреть фильм, наиболее полно и откровенно рассказывающий о патриотизме, замешанном не на квасе, а на истинном осознании роли винтика в большом механизме государства.

-2-

«Европа» (реж. Мигель Анхель Перес Бланко) – Испания – 2017 – 63 мин
Программа: Русский след

О фильме: По пустынным улицам современного Мадрида идет пара молодых влюбленных. Они заходят в тоннель, а выйдя оказываются в 31 декабря 1999 года, последнем дне уходящего века. Им столько же лет, сколько было в 2018, но зовут их теперь иначе. Влюбленные собираются на рейвпати, где сотни таких же молодых людей отмечают Новый год. В первое утро нового тысячелетия они будут созерцать будущее. Они увидят, как горит Европа.

«Русский след» – не только один из самых узнаваемых брендов кинофестиваля, но и яркий показатель того, что отечественная история и культура распространилась далеко за пределы самой страны. В фильме «Европа» одну из главных ролей сыграл Алексей Солончев («Диверсант», «Грозовые ворота»). Сама картина рассказывает довольно необычную историю о перемещении во времени, являясь своего рода притчей для нынешней Европы, находящейся перед самым важным выбором, от которого зависит её существование. «Европа» – первый полнометражный фильм Мигеля Анхеля Переса Бланко, участвовавшего в 36-м ММКФ в конкурсе короткометражного кино с лентой «Динозавры здесь больше не живут».

-3-

«Пински» (реж. Аманда Линдквист) – США – 2017 – 72 мин
Программа: Русский след

О фильме: София Пински считает себя взрослым человеком. Но после расставания с подругой и смерти деда, она вынуждена вернуться домой, к своей авторитарной русской бабушке, отцу и брату. Прошлое, от которого она так старалась убежать, снова распахнуло ей свои объятия. Прагматичная Марина уже нашла для внучки подходящую партию — милого еврейского юношу Тревора. София идет с ним на свидание в ночной клуб, где хорошо выпив, поднимается на сцену и обнаруживает в себе талант стенд-ап комика. Она понимает, что нашла свое призвание. Во время семейного обеда София и Тревор, пытаясь перехитрить Марину, притворяются влюбленной парой, не зная, какой сюрприз приготовила им русская бабушка.

Продолжая развивать тему программы «Русский след», хочется выделить ещё одну картину – комедийный фильм из США «Пински». На фоне остальных представителей американской кинематографии в программе, эта комедия будет наиболее интересна для знакомства с «русской душой», точнее тем, как её видят американцы. Не всё же смеяться над бесконечными шутками сомнительного содержания, иногда полезно несколько возвысится над этим и проследить за действиями авторитарной «русской бабушки», становящейся неким зеркалом жизни на двух берегах океана.

-4-

«Сеть» (реж. Ким Ки Дук) – Южная Корея – 2016 – 114 мин
Программа: 8 1/2 фильмов

О фильме: На лодке сломался мотор, течение унесло рыбака из Северной Кореи на юг. Южнокорейские спецслужбы подозревают в нем шпиона: устраивают допросы с пристрастием и инициируют серьезное расследование. Не найдя подтверждения своим опасениям, рыбака отправляют домой — там несчастного уже ждут их северокорейские коллеги в штатском.

Текущий фестиваль пробует уже во второй раз совместить несовместимое – фильмы из Южной Кореи и КНДР. Задача не самая простая, а столкновение мнений и эмоций точно выльется во что-то очень своеобразное и даже страшное. Итогом такого спора вполне мог бы стать новый фильм Ким Ки Дука «Сеть», о простом рыбаке, оказавшегося волей одной неприятности в самом настоящем аду. Кажется, что грань между реальностью и кино в «Сети» предельно стёрта, виной тому стала железная логика и привитая годами вражда между двумя народами. Чужой среди чужих – наиболее яркая фраза для описания того, что случилось с главным персонажем картины… случилось дважды.

-5-

«Израненные сердца» (реж. Раду Жуде) – Румыния, Германия – 2016 – 141 мин
Программа: Эйфория окраины

О фильме: Лето 1937 года. Больной костным туберкулезом молодой человек двадцати с небольшим лет отправляется в санаторий на Черном море. Лечение состоит из болезненных уколов в позвоночник и необходимости много времени проводить прикованным к постели. Немного привыкнув к своему печальному положению Эммануэль вдруг обнаруживает, что и внутри санатория есть своя жизнь, подчиненная непостижимым и вечным законам бытия. Его затягивает тихое и размеренное существование в этом изолированном мире — он общается с пациентами и врачами, участвует в политических дискуссиях, читает, пишет, пьет, курит и даже крутит санаторный роман. Жизнь в санатории течет своим неспешным чередом, в то время, как Румыния все глубже погружается в болото фашизма.

«Эйфории» Андрея Плахова – это беспроигрышный вариант для тех, кто хочет не сомневаться ни в чём, когда идёт на показ в кинозал. Фильмы программы «Эйфория окраины» представляют собой картины высочайшего качества, которые увидеть просто необходимо. Но выделить из них хотелось бы две, первая – «Израненные сердца» Раду Жуде. Лента была высоко отмечена в Локарно, получив специальный приз жюри и является доказательством того, что румынский кинематограф продолжает завоёвывать всё новые и новые территории.

-6-

«Реквием по госпоже Ю.» (реж. Боян Вулетич) – Сербия, Болгария, Македония, Россия, Франция – 2017 – 93 мин
Программа: Эйфория окраины

О фильме: Елене больше незачем жить, Елена хочет умереть. После смерти мужа, она чувствует себя уставшей, одинокой и никому не нужной — несмотря на то, что она делит жилплощадь со снохой и двумя дочерьми. Решение принято: до конца недели, в день годовщины смерти мужа, она покончит жизнь самоубийством. Но перед этим ей нужно разобраться с неотложными делами: вернуть соседу кресло, приостановить действие страхового полиса, выгравировать свой портрет на могильном камне и обновить карточку медицинского страхования. Чтобы это сделать, ей придется пройти через бюрократический ад и собрать груду справок, подтверждающих трудовой стаж.

Второй картиной стал «Реквием по госпоже Ю.» Бояна Вулетича. Фильм вполне мог бы попасть в программу «Третий возраст», фигурировавшей в ряде предыдущих фестивалей. Проблема одиночества – нескончаемый пласт, который требует всё новых и новых исследований. Покидание зоны комфорта, а точнее – осознание ненахождения в ней – по-разному влияет на людей, но в любом случае побеждает лишь самый сильный духом. Фильм «Реквием по госпоже Ю.» несёт в себе чёткое сообщение тем, кто пытается понять проблему бытия песчинки в общей горе песка.

-7-

«Что скрывает тьма» (реж. Ван Ичунь) – Китай – 2015 – 100 мин
Программа: Время женщин

О фильме: 1991 год. Тишину и спокойствие небольшого городка нарушило страшное событие: изнасилована и убита школьница. Расследование ведут двое полицейских, чьи дочери учатся в той же школе. Отец Цюй — медицинский эксперт, он привык доверять только неопровержимым уликам. Отец второй девочки — Чжао, бывший солдат, который полагается только на свою интуицию и привык под пытками выбивать из подозреваемых признания. Он и выходит на предполагаемого преступника. Но когда преступник пойман, сознался и дело кажется раскрытым, преступление повторяется вновь.

Женщины-режиссёры продолжают участвовать на крупных международных кинофестивалях. Ван Ичунь – одна из них. Несмотря на то, что криминальная драма «Что скрывает тьма» является для неё дебютным фильмом, он уже принял участие в Берлинском кинофестивале, а также был удостоен награды за режиссуру на 9-м международном кинофестивале FIRST в Синине. Будущее этого режиссёра начинается здесь и сейчас, а мы – простые зрители – вполне может стоять у истоков созерцания прекрасного, рождения нового имени в режиссуре.

-8-

«Лучший из миров» (реж. Адриан Гойгингер) – Германия, Австрия – 2017 – 103 мин
Программа: Конкурс

О фильме: Семилетний Адриан живет в Зальцбурге. Его мать Хельга и ее бойфренд – героиновые наркоманы. Отец Адриана умер еще до его рождения. Хельга любит сына больше всего на свете и разрывается между желанием быть хорошей мамой и своей зависимостью. Она регулярно пытается «слезть с иглы», но все попытки заканчиваются одним и тем же — новой дозой. Для Адриана этот кошмар — часть обычной жизни, в которой есть место приключениям, переживаниям и прочим радостям детства. Однажды Хельга твердо решает отказаться от наркотиков и пройти курс реабилитации, а это значит, что ей придется временно отправить сына в детский дом. Их любовь ждет серьезное испытание.

Конкурсная программа Московского Международного кинофестиваля практически всегда критикуется журналистами за непонимание последними истинного смысла её существования –открытие миру новых имён и продление фестивальной жизни работам, требующим особенной поддержки. Несмотря на присутствие довольно сильных лент из ряда стран, выбор наш пал на «Лучший из миров» Адриана Гойгингера, перекочевавший к нам из внеконкурсной программы Берлинского кинофестиваля. Режиссёр не побоялся рассказать в картине историю своего детства, поделившись самым сокровенным – жизнью матери-наркоманки и её роли в своём воспитании.

-9-

«Каренина и я» (реж. Томмазо Моттола) – Норвегия – 2017 – 85 мин
Программа: Ателье

О фильме: Звезда норвежского театра Гёрильд Маусет поставила себе почти невозможную задачу: сыграть роль Анны Карениной в России на русском языке. Она отправляется в путешествие на родину Толстого, чтобы выучить язык и погрузиться в мир писателя. Ввязываясь в эту авантюру, Гёрильд не подозревала, что роль Анны Карениной изменит ее жизнь.

Фильмы фестиваля – это не только истории, основанные на реальности, или собирательные образы, получившие жизнь на экране. Кино ММКФ несёт также познавательную функцию, привлекая сильными персонажами, перевернувшими всю свою жизнь ради осуществления мечты, желания, призвания… Гёрильд Маусет – женщина, выбранная Карениной, – так говорит о себе в интервью главная героиня документального фильма Томмазо Моттолы «Каренина и я». Про эту необычную историю мало кто знает в России, а, значит, пришло время попытаться понять и восхитится подвигом настоящей женщины, не побоявшейся непреодолимых трудностей.

-10-

«Ван Гог. С любовью, Винсент» (реж. Дорота Кобеля, Хью Велчман) – Великобритания, Польша – 2017 – 95 мин
Программа: Специальные показы

О фильме: 29 июля 1890 года. Худощавый человек, спотыкаясь, брёл по пустынной улице. Он прижимал руки к огнестрельной ране в животе. Это был Винсент Ван Гог. О его трагической смерти хорошо известно, однако остаётся тайной, как и почему в него стреляли. Это первый полностью рисованный маслом анимационный фильм. Каждый из 65000 кадров представляет собой выполненную в технике Ван Гога картину, созданную усилиями 115 художников.

Экспериментальное кино – это всегда очень сложный процесс, не поддающийся никакому анализу. Итог работы не виден даже после того, как паззл, коим является фильм, собран окончательно. «Ван Гог. С любовью, Винсент» – яркий представитель этого направления. Лента состоит из 65000 кадров, представляющих собой картины, написанные в стилистике Ван Гога, над которыми трудились 115 художников. И, если про биографию, последние дни жизни художника, мы так или иначе что-то знаем, то увидеть мир глазами самого мастера – бесценно.

МТ