Текущий год изобилует фильмам, имеющими военный подтекст. Одной из таких картин «12-й человек» норвежского производства. Над фильмом работал небезызвестный Харальд Цварт, известный в России по фильмам «Розовая пантера 2» и «Каратэ-пацан».

Новый фильм Цварта – картина, балансирующая на стыке мейнстрима и фестивального кино. Конечно, смотреть в зале более двух часов фильм – не самое простое занятие, но оно того стоит.

Героические фильмы, а не картины про героев, довольно сложная вещь для режиссёров, потому что надо преследовать сразу несколько целей, что практически нереально. «12-й человек» рассказывает историю человека, ставшего символом сопротивления для норвежцев в период Второй мировой войны. Конечно, предыдущая фраза несколько гиперболизирована, как и вся картина, но это не отменяет того факта, что кино дарит эмоции.

Ян Болсруд, о котором идёт речь в фильме, на самом деле прошёл тяжёлый путь, оставшишь в живых единственным из 12 членов отряда диверсантов. Он на самом деле не просто боролся со страшной стихией, ему противостояли и немцы, и он сам. До сих пор нет ответа, где черпал силы и мотивацию солдат, но он постоянно продвигался вперёд.

«12-й человек» – не первая экранизация воспоминаний Болсруда, по которым была написана книга. В прошлый раз Ян сетовал на то, что в истории сделали героем не тех людей, которые боролись за него, а самого Болсруда. Поэтому в текущий раз уже Цварт решил развернуть историю несколько в другое русло. На самом деле, когда на экране уже идут титры, зритель не вспоминает про солдата, он больше рефлексирует на тех персонажей, кто помогал молодому солдату двигаться. И это не проблема актёра, сыгравшего главную роль, он, кстати, не является профессионалом и работает диджеем; просто режиссура настолько оригинальна и откровенна, что на передний план выходят люди, жертвующие всем. Обычные крестьяне, рискующие не только собой, но и своими семьями, детьми, продвигают героя всё дальше и дальше – к заветной спасительной границе. Впрочем, с этим связана и критика – многочисленные авторские задумки, когда Цварт принципиально отказался от того, что добавило несколько исторической правдивости картине – казнь помогающих герою людей. Хотя именно благодаря этому отказу можно говорить о том, что «12-й человек» не превратился в один фильм из многих, а чем-то сумел выделиться на общем фоне.

Картина лишь основана на реальных событиях, возможно, что правдивости в ней едва ли больше десяти процентов, но это не помешает фильму стать символом того времени, которое уже пережило поколение.