Появление болгарского фильма «ФИ 1.618» в Основном конкурсе 45-го Московского международного кинофестиваля вызвало противоречивые чувства. С одной стороны, представитель болгарской кинематографии всегда вызывает неподдельный интерес, с другой – вопросы, которые поднимаются в фильме вызывают внутренний протест.

Основной идеей «ФИ 1.618» стал один из вариантов развития будущего человечества через призму создания бессмертного человека. А развитие самого сюжета ведётся по весьма ветвистому направлению, где приходится каждый раз останавливаться на выборе между добром и злом, любовью и эгоизмом, радостью и болью.

Кажется, как это отметил сам режиссёр Теодор Ушев, всё в фильме довольно понятно: тирания – плохо, любовь и свобода хорошо, но в самом конце становится понятно, что автор картины не совсем честен либо с самим собой, либо перед зрителем. Показывая на экране борьбу против тирании и диктатуры, Ушев хоронит абсолютно всё и всех, проходя катком по всему человеческому, полностью при этом разрушая искусство. Из всего этого получается, что автор пытается проводить параллели с какой-то ситуацией, которую он пытается притянуть за уши и наложить на текущее положение в мире, но окончательно запутывается в концовке, показывая несостоятельность своих доводов. Вспоминается расхожая поговорка: назло маме отморожу уши. Впрочем, как раз такое кино не только лишний раз подтверждает, что Россия отличается как раз этой свободой, показывая кино, которое трудно было бы представить в другой «свободной» стране. А сами попытки Ушева показать «удушающую» силу СССР или России (выбирайте сами) терпят фиаско из-за своей несостоятельности на языке кино. Кстати, это, пожалуй единственный плюс фильма – его киноязык, сотканный из смешения цитат из великих литературных и музыкальных произведений. Поэтому как киноэксперимент, вдохновлённый кинематографом 20-х и 30-х годов, «ФИ 1.618» заслуживает внимания, всё остальное, к сожалению, слишком не туда.