Фильм «Гнев», ставший одним из самых больших украшений основной конкурсной программы, является экранизацией романа Мануэла да Фонсеки, написанного в 50-е годы, но отражающего реальное событие, случившегося в 30-е, когда крестьянин, лишившийся абсолютно любых перспектив в жизни, убил своего хозяина.
Чтобы раскрыть эту историю, Сержиу Трефо, занимавшийся до этого преимущественно документальными картинами, не решился на ряд экспериментов, а решил занять довольно классическую позицию – сделать жёсткий продукт, предоставив зрителю самому выбирать – на чью сторону вставать и какими вопросами задаваться. Причём для этого почти интимного диалога между фильмом и аудиторией сделано всё – никакой роли со стороны музыки, чёрно-белое изображение, минимальное количество диалогов и локации, отражающие бедность региона, где нет практически никакой растительности. Всё это может ничего не значить по отдельности, но когда эти кирпичики объединяются в одно целое, то происходит настоящий надлом, связанный с осмыслением вещей, от которых уже ничто не способно отвлечь.
Несмотря на то, что повествование и сам сюжет развиваются довольно медленно и неторопливо, картина смотрится на одном дыхании. При всей простоте задумки, на первые планы выходят герои картины – люди, существующие вне времени. Не простая борьба добра со злом, а надрыв в каждом действии, каждой мысли, каждом крупном плане. И это при том, что актёр Хуго Бенитес, сыгравший главного героя, вовсе не является профессионалом в кино, он хоровой певец, который получил приглашение от режиссёра и его полное доверие. Да, говорить ему много не пришлось, но вся боль романа Мануэла да Фонсеки передана через него едва ли не филигранно точно, и да – это очень близко к менталитету нашего народа, его борьбе против несправедливости.
Сам роман увидел свет лишь в 1974 году, когда в Португалии была свергнута диктатура, фильм, а это не первая попытка экранизации, увидел свет в Москве – на юбилейном фестивале. Как бы не сложилась его судьба относительно наград, можно с уверенностью сказать, что картина Сержиу Трефо, его поддержка классического кино во всех смыслах этого слова точно будет замечена и поощрена хотя бы по той причине, что подобную вещь, отдающую послевкусием неореализма, мог сделать только тот, кто имел большой опыт в создании документальных фильмов.