Фильмы японского производства в основной конкурсной программе Московского Международного кинофестиваля – это всегда что-то весьма самобытное, необычное, обладающее весьма сложным философским подтекстом. По крайней мере так было в предыдущие годы, поскольку в этом году в конкурсную программу попал фильм режиссёра САБУ, который не нуждается в дополнительном представлении.
На самом деле про САБУ слышали многие поклонники кино, кто так или иначе следит за фестивальным движением. САБУ – режиссёр-самоучка, который шаг за шагом шёл к признанию, ни разу не предав фундаментальные основы построения кинокартин. В последнее время даже популярно говорить о том, что его фильмы в жанре САБУ и это вовсе не акт нарциссизма или какое-то чрезмерное идолопоклонничество, просто определить строго жанры довольно сложно. Не стал исключением и 18-й фильм мастера под названием «Импровизаторы».
«Импровизаторы» довольно нетипичное кино, если мы возвращаемся к тому, о чём говорили выше. Нетипичное именно для Московского Международного кинофестиваля, поскольку философская часть практически сведена на нет. Зато оголяется другой нерв, свойственный азиатскому кино – это чрезмерная жестокость. Не в таких количествах, как это обычно бывает в кинематографии Кореи, но эпизодически вполне себе самодостаточно.
В «Импровизаторах», которые начинаются довольно лихо – с места в карьер – довольно много поначалу разрозненных линий повествований, собирающихся в единое целое ближе к концу. Этот шаг вполне себе узнаваем у многих режиссёров, только вот САБУ максимально всё гиперболизировал, сделав не просто линии повествования, он в каждую из них внёс что-то взрывоопасное, неожиданное, сыграв местами на грани фола с чувствами зрителя. Фанатизм, любовь, вера и даже духовность, которые лучше заменить на понятие кармы, склеивают все элементы картины в единый локомотив, сносящий всё на своём пути. «Импровизаторы» несмотря на свою органичность и воинственность довольно простой фильм, понятный и интересный, но всё же далеко не то, к чему привыкли мы за долгие годы.
САБУ открыл нам ещё одно лицо японского кинематографа, воскресив в рамках конкурсной программы 41-го Московского Международного кинофестиваля понятие авторского кино. И единственной ложкой дёгтя, пожалуй, стали слова автора фильма на пресс-конференции после показа – его желание снять продолжение, хотя на деле вся история уже рассказана здесь и сейчас, превращать её из хаоса в фарс нет никакой необходимости.