Заключительной картиной Основного конкурса 46-го Московского международного кинофестиваля стала дебютная лента Мигеля Сальгадо «Стыд». И лента стала, пожалуй, самой тяжёлой из всех представленных в основной конкурсной программе.
Фильм «Стыд» основан на реальных событиях, происходивших в Мексике. Речь о тех самых похищениях людей, которых в дальнейшем или вербовали, или просто убивали. В картине рассказывается о судьбе двух друзей, один из которых стал вынужденной жертвой другого. Несмотря на довольно классическую историю, перекликающуюся со многими отечественными фильмами из 90-х, смотреть работу Мигеля Сальгадо по-настоящему сложно. Прекрасная работа режиссёра и блестящая игра актёров сделали фильм едва ли не документальной зарисовкой происходящих событий. Настолько скрупулёзно оформлена каждая сцена, настолько самодостаточна сюжетная линия, что глаза невольно закрываются на многочисленные клише, а душа и сердце переживают каждый эпизод по-новому, как будто всё происходит впервые.
Самое название картины отсылает зрителя при просмотре к весьма интересному анализу, в котором приходится найти различие между словами «вина» и «стыд». С одной стороны, сразу вспоминается классическое «не бери грех на душу», а с другой – попытка обмануть самого себя. Главный герой картины – не картонный персонаж, погрязший в самокопании. Мигель Сальгадо показывает совершенно новые чувства и эмоции подростка, абсолютно не связанные с чувством вины. Это скорее некое психологическое помешательство, граничащее с формой безумия – того самого, когда впервые в жизни осознаёшь кромешную тьму и безысходность, с которыми никто не поможет справиться. Безысходность и полная апатия – это лучшие слова, чтобы описать всё происходящее на большом экране. Они не компенсируются в глазах зрителя даже понятием «искупление», потому что стыд никак нельзя искупить, а о вине речи, надо повторить, в фильме нет.
Увы, на позитивной картине основная конкурсная программа 46-й Московского международного кинофестиваля не закончилась, блестящий дебют Мигеля Сальгадо дал нам несколько больше, а главное – осознание того, что горькая правда намного лучше фальшивого радостного окончания. Перед жюри в этом году поставили, пожалуй, самую сложную задачу – на главный приз кинофестиваля в равных долях претендуют сразу четыре картины, а решение жюри во многом будет зависеть от их принципиальной позиции, в том числе политической. И дело это абсолютно никак не связано с Россией, речь о ситуации в мире.