Наставнические фильмы отечественного производства, если не брать именитых режиссёров, стали довольно большой редкостью в последнее время. Оно и понятно – кто пойдёт смотреть подобного рода кино, когда в первую очередь люди хотят отдохнуть от тягот реальности, а только потом уже изучать проблемы современности, ушедшие довольно глубоко корнями в нас самих.
Фильм Максима Дашкина «На дальних рубежах» обнажает перед нами как раз одну из важных и серьёзных проблем – вопросы измены. И перед нами не очередная картина из сотен других хотя бы по той причине, что действие происходит не в привычных для нас локациях, а на российской военной базе в Кыргызстане. Подобное решение заставляет зрителя смотреть на картину совершенно другим взглядом. Проходи съёмки картины в Рязани или, не дай Бог, в Москве, то на фильм не смогли сыграть ни окружающая природа, ни пейзажи – горные и пустынные – да даже сами актёры не нашли в себе тех ноток, которыми были способны передать мелодию своих внутренних миров.
Центральное место в повествовании Дашкина занимает несравненная Виктория Толстоганова. Актриса, сыгравшая Марию, жену замкомандира базы, сумела соединить в себе две сложнейшие черты – понимание греха и попытку его искупления, причём всё это не передаётся диалогами или же действиями, Толстоганова раскрывает это всё своими глазами, она весьма искренне выражает всё через зеркало своей души, передавая всю атмосферу боли, терзаний и понимания своей вины.
Вторая немаловажная черта фильма – это возможность разобраться и понять природу измены. В большинстве своём измены совершаются ради определённых целей – мимолётных или, что называется, в долгую. Перед нами совершенно иной тип, к которому, так или иначе, может привести жизнь. Измена в «На дальних рубежах» – это то, что будет наказано очень страшно и очень жёстко, причём всё произойдёт ровным счётом так, как мы часто привыкли слышать в некоторых других нравоучительных наставлениях: «Бог дал, Бог взял». Также и в фильме тесно переплетено религиозное с греховным, выбор с его отсутствием, а преступление – с расплатой за него.
Примечательно, что сценарий для картины «На дальних рубежах» написал Борис Фрумин, давно обосновавшийся в США, но при этом фильм получился далеко не грязный, чего, уверен, могли ждать многие, а по-настоящему нужный и важный для тех, кто готов смотреть такое кино. Немаловажную роль сыграл и Юрий Арабов – давний друг Московского Международного кинофестиваля, обладающий своим взглядом и почерком. Арабова в фильме мало, но то, что он консультировал Дашкина сомневаться не приходится. Отрадным же остаётся тот факт, что от Максима Дашкина мы в очередной раз получили довольно серьёзную надежду на появление фильмов, обладающих жёстким нравоучительным стержнем, созданным не на умирающих правилах моральных норм прошлого, а их адаптация и перенос в реалии наших дней. И если говорить о кино, меняющем жизни, то «На дальних рубежах» – как раз та картина, которая может дать человеку шанс не оступиться – воспользуется ли он этим – этот вопрос, к сожалению, решает уже не кинематограф.