Основная конкурсная программа 39-го Московского Международного кинофестиваля медленно добралась до своего экватора. Очередным фильмом, которые увидят зрители, станет работа Кима Понхана «Обычный человек» — картина, снятая с претензией на экранизацию исторических событий с небольшим комедийным референсом в самом начале.

Пожалуй, на текущий момент, это первый фильм конкурсной программы, который есть за что реально критиковать. И дело даже не в каких-то технических особенностях, всё куда банальнее – обилие клише. Таких картин действительно было много и в Европе, и в США, даже несколько можно найти и в России. Ни одной новой идеи о копе, перешагнувшего через черту собственных принципов, а потом вернувшегося обратно, нет. Так получилось, что «Обычный человек» – хороший набор опробованных сюжетных поворотов – у главного героя большие проблемы дома в лице немой жены и хромого сына, верный и преданный друг, решивший в итоге попросить о помощи в ненужный момент и т.д. Всё это, если смотреть самый первый раз, даже второй или третий, может немного тронуть душу, но в десятый раз история уже устарела – надо было брать чем-то новым.

Ким Понхан, кстати, даже попробовал немного поиграть на смешивании жанров, добавив главному герою немного комичности, что в итоге обесценило фильм ещё больше. Мораль тут проста – нестыковки в сценарии по проработке характера главного героя – предстающего всеми цветами радуги – от мачо и крутого американского агента до комедийных образов китайского кинематографа. Подобные смены настолько сильно портят впечатление, что сам фильм смотрится уже как набор сцен, легко предугадываемых на три или пять шагов вперёд. Даже концовка картины не несёт в себе никакой тайны, все ходы были записаны заранее.

Понхана уже успели окрестить новым Ким Ки Дуком, последняя картина которого не просто из другой весовой категории, она агрессивно деклассирует ограниченную ленту соотечественника по всем параметрам, включая новаторские идеи и их отражение в зеркале современности.

Впрочем, по традиции, найти хочется что-то положительное. И это положительное на самом деле есть – игра на контрастах. Хочется сразу вспомнить «Сеть» всё того же Ким Ки Дука, показанную на ММКФ. «Обычный человек» в контексте сравнения этих двух работ по их идейной составляющей, ищет изъяны не на стороне, а внутри себя – своей истории. Протестные движения, тирания, называющая себя ограниченной диктатурой, сложные времена для страны (любой, не только Кореи) – прекрасные круги ада, позволяющие раскрывать характеры персонажей и именно это происходит в конечном счёте, режиссёру удаётся сбросить маски с сильных мира сего, показав их не только режимом кровавым, но и аппаратом, умеющим грамотно лавировать. И это было бы в максимальной степени интересно, если Понхан не стал бы расшифровывать символы – не объяснял аудитории по три-четыре о том, что означает тот или иной предмет. С таким подходом начинаешь чувствовать себя несколько неуютно, кино не должно идти отдельно от мыслительного процесса, если, конечно, оно претендует на что-то большее, чем просто отметиться в прокате заметкой в газете, став после всего этого тленом.

О том, когда смотреть фильм «Обычный человек» — ищите информацию в разделе «Расписание».

Андрей ТРУНОВ