Перед выходом в прокат фильма «Тренинг личностного роста«, победившего на 41-м ММКФ, мы взяли интервью у режиссёра картины Фархата Шарипова.
— Участие в Московском Международном кинофестивале фильмов из стран постсоветского пространства – это уже большая честь. Ваш не только запомнился больше остальных, но и одержал, на мой взгляд, вполне предсказуемую победу. С какими мыслями вы при принимали решение об участие в главном фестивале России? Приходилось ли выбирать между ММКФ и другими фестивалями?
— Я изначально очень хотел, чтобы картину посмотрели именно в России, так как мне казалось, что фильм должен быть понят и близок именно у «нас» на постсоветском пространстве. У нас были предложения от других фестивалей, но, конечно, мы очень ждали ММКФ, и, думаю, не ошиблись.
— Как в Ваши руки попал роман Данияра Сугралинова «Кирпичи 2.0», и пришла идея экранизировать эту историю?
— Совершенно случайно, мой друг рассказал мне о том, что ему очень понравилась эта книга, и он переслал мне копию… «Кирпичи» имели очень хороший коммерческий потенциал, и первое, что пришло в голову — сделать крепкую прокатную картину. Но впоследствии киностудия предложила нам запуск, и в итоге мы решили сделать более вдумчивый фильм…
— «Тренинг личностного роста» обладает нотками европейских кинематографий едва ли не больше, чем этого хотят видеть в России наши деятели культуры. Ваша картина получилась зрелой и максимально откровенной, причём давления со стороны Минкульта Казахстана практически не было, разрешили даже оставить вполне органичную нецензурную речь. Так ли легко всё получилось на самом деле? С какими трудностями в плане финансирования и получения разрешений Вы столкнулись?
— Огромное спасибо студии за доверие, я рад, что картина дошла до зрителя в том виде, в котором я хотел ее показать. Но перед выходом фильма, конечно, было некое волнение, как отреагируют зрители на картину… Ещё раз спасибо за доверие нашим продюсерам.
— Насколько сейчас сложно снимать кино в Казахстане в целом? Например, в той же Грузии довольно тяжёлая ситуация, и три картины в год – это уже что-то необычное, практически рекордное.
— Я бы не сказал, что сейчас в принципе сложно снимать кино где бы то ни было. Технологии стали очень доступными. Благодаря этому, думаю, вопрос «снять свое кино» становится больше авторским нежели коммерческим. Главное — желание. Что касается Казахстана, здесь все кинематографисты в предвкушении реформ… У нас вступил в силу закон о кино, и пока никто не знает, как теперь будет развиваться индустрия… Лично я прогнозирую ренессанс, но кто знает что будет.
— На ММКФ побеждают картины, описывающие проблемы общества в целом (за редким исключением). Насколько идейная составляющая фильма актуальна для Казахстана и лично для Вас? Речь, конечно, об отношениях людей и их выбор между понятием человечности и денежной составляющей.
— Лично мне кажется, что вопросы которые поднимает фильм актуальны (иначе я бы не стал его снимать). Однако я не решаюсь говорить за всех зрителей. Наверно, если фильм не был бы актуальным, а я ошибался — для всех нас было бы лучше (улыбается).
— Расскажите о доле импровизации актёров, сыгравших главные роли в фильме. Дуэт получился весьма необычным своими контрастами, насколько было трудно достичь такого результата в итоге?
— Мы посвятили репетициям месяц, и старались максимально держатся сценария… Однако много моментов в процессе обсуждения и тех же репетиций показались «не к месту», и мы от них отказывались… Самая хорошая импровизация — заранее спланированная импровизация. Я бесконечно рад, что мне посчастливилось поработать с такими великолепными актёрами, низкий им поклон за их действительно тяжёлый труд. Без трудностей не бывает, но для меня работа с актёрами была в удовольствие. Очень надеюсь, что им со мной тоже… Я не хочу быть диктатором, но при этом испытываю счастье, когда чувствую единомыслие.
— Прокат фильма в России – это ещё один успех, Вы сказали, что надеетесь на то, что картина будет «принята хорошо». Несёт ли она определённое послание зрителям? Поскольку разделять в этом плане два наших народа, когда мы говорим о культуре, в корне неверно, то хотелось бы ещё, чтобы Вы рассказали о том, как встретили «Тренинг личностного роста» в Казахстане.
— Думаю, задача — не заложить посыл в фильм, а быть предельно искренним и при этом нескучным. Дома фильм вышел в ограниченном прокате, мы получили хорошие отзывы, как от критиков, так и от зрителей. И на этом все кончилось, так и не начавшись.
— И по традиции вопросы, который мы задаём всем режиссёрам-триумфаторам ММКФ. Как изменила Вашу жизнь эта победа? Как встретили в Казахстане эту победу? И какое поздравление для Вас оказалось самым памятным?
— Безусловно, все поздравления очень приятные! Но, конечно, чувствовать радость семьи и друзей в тысячи раз приятней любого поздравления. Ну а жизнь моя пока кардинально не менялась (смеётся). Думаю, что это неплохо, с учетом того, что я считаю себя счастливым человеком благодаря тем людям, которые искренне радуются моим успехам. Большое спасибо вам за теплые слова! Это вдохновляет.
— Спасибо большое, Фархат, за то, что всё-таки представили свой фильм на Московском Международном кинофестивале. За последние 12 лет работы на нём я с уверенностью могу сказать, что в 2019 году была одержана самая уверенная и объективная победа, и очень отрадно что именно Ваш фильм произвёл самое яркое впечатление на конкурсных смотрах.
— Для меня было большой честью уже то, что фильм попал в конкурс. И мы не ожидали большего! Большое спасибо за ваши слова и за интерес к фильму!
Андрей Трунов