Открывать кино разных стран и зажигать звёзды новых режиссёров – основная миссия ММКФ уже на протяжении долгих лет; санкции лишь усилили этот процесс, который, надо признать, оказывает исключительно позитивное влияние на программу Основного конкурса 44-го ММКФ.
Появление в списке претендентов на главные призы картины Джубораджа Шамима «Инстинкт», уже не так удивило, поскольку с фильмами из Бангладеш постоянные зрители Московского международного кинофестиваля познакомились давно. Познакомились не только с фильмами, но и самой страной – его обратной стороной, показывающей неблагополучность и наличие ряда проблем. «Инстинкт» не является исключением – это ещё одна лента о сложностях выживания в суровых условиях естественного отбора, где основным посылом является простая фраза, ставшая клише, – человек человеку волк.
Джуборадж Шамим рассказывает историю двух мужчин, живущих на свалке жизни, пытаясь найти наиболее комфортное для себя место. Яблоком раздора становится женщина – жена одного из них, желающая определить своё наиболее благоприятное будущее.
Шамим уверенно ведёт повествование фильма к логической развязке, неминуемой не только по жанровому направлению, но и в реальной жизни. Тяжёлая, но при этом праздная жизнь, низкий уровень взаимоотношений между низшими слоями общества, а также общая тотальная серость неожиданно делают фильм необычайно притягательным. Кажущиеся документальными некоторые эпизоды лишь больше втягивают зрителя в повествование и познание фильма, объясняя ему – почему происходит так, а никак иначе. Каждая новая сцена знакомит с бытом и героями фильма, усиливая тем самым яркий и неминуемый финал, объясняя – почему ничего другого быть не могло.
Такое кино в Основном конкурсе как никакое другое характеризует главный принцип – для чего нужны кинофестивали. Кинофестивали – это то поле, где режиссёры без всякой цензуры могут представить на суд других, что происходит внутри, какие проблемы волнуют не только авторов, но и общественность. А главное достоинство «Инстинкта» в том, что картина вышла замечательной как по форме, так и содержанию, а значит – уже является победителем вне зависимости от исхода кинофестивального конкурса.