Режиссёр и автор сценария фильма «Ретушь» Кавех Мазахери дал эксклюзивное интервью сетевому изданию «Фестивальное кино», в котором рассказал о причинах интереса к иранскому кино и его производству в самой стране.

— Недавно иранские фильмы стали неотъемлемой частью ММКФ. На показы фильмов так сложно приобрести билеты. Что вы об этом думаете? Почему иранские фильмы столь популярны среди российских зрителей?

— Иранские фильмы часто показывают главные человеческие ценности, общие для всего мира и человечества без привязки к границам и географии. Фильмы Киаростами и Фархада примечательные, обнажают эти глубокие проблемы человечества в кино. В последние годы иранский кинематограф остро нуждается в короткометражных фильмах. Верю, что истории о человеческих чувствах были и всегда буду привлекательными.

— У вас много фильмов и богатый опыт участия в различных конкурсах. Что для вас значит поездка в Москву на наш фестиваль?

— Не стоит говорить, что Московский кинофестиваль хорошо известный и с солидной репутацией, но самая захватывающая часть посещения такого важного события для меня — ощутить атмосферу места, где дышали Достоевский и Тарковский. Я ими восхищаюсь и очень хочу увидеть, где они росли. Если честно, для меня Россия — обширно таинственная страна, у которой всегда были тесные связи с Ираном. Мне всегда было интересно самому увидеть Москву и Санкт-Петербург. Я впервые посещу Россию.

— Как появилась идея снять «Ретушь»? Что легло в основу сценария?

— Два года назад в сети Facebook я увидел ролик о мальчике, который снимал себя сам. Потом он лег на кровать со штангой, после глубокого вдоха он начал ее поднимать и опускать. Но в один момент он больше не смог ее поднять. Мальчик оказался в странной ситуации. Несмотря на его попытки, не было шанса убрать штангу от горла, и он был близок к смерти. Я за него волновался, но наблюдая за его борьбой в глупой ситуации, становилось веселее. Ролик длился всего 5 минут, но был полон стояния неопределенности. В итоге пленку перемотали, и мы увидели, что мальчика спасли. Это видео засело в голове, данная гротескная ситуация показалась хорошей идеей для короткометражки. Но реализация идеи и съемки «Ретуши» заняли около года.

— Проблемы семейных ценностей и отношений занимают главное место в последних фильмах, снятых в Иране. Ваш — не исключение, с чем это связано?

— Иранское кино традиционно реалистичное. Наши режиссеры часто обращаются к историям о социальных проблемах. Но в прошлом фильмы нельзя было сравнить с современными. У них не было шансов выйти на международную арену, они не занимали никакой позиции на мировом рынке и были неизвестными для иностранной аудитории. Из последних очень успешных фильмов могу назвать «Продавца» Асгара Фархади, «Дочь» Реза Миркарими, получившую награду прошлогоднего ММКФ.

— Вы предпочитаете снимать короткометражки и документальные фильмы для телевидения. Вынашиваете ли планы поработать над художественным фильмом?

— Да, я закончил работу над сценарием и нахожусь в поисках финансирования.

— Насколько сложно в данный момент снимать в Иране?

— Знаете, чаще всего, снять фильм в Иране легче и дешевле, чем во многих странах. По этим причинам, если получаете необходимые разрешения, больше не имеете никаких критических проблем. Если же и появляются некоторые сложности, то они связаны с процессом съемок и являются обычными для кинематографа любой страны. Мы все понимаем, что снять фильм — это непростая работа.