Скромное представительство европейских кинематографий в Основном конкурсе 45-го Московского международного кинофестиваля продиктовано политической повесткой, но это не значит, что нет смелых представителей кинематографа. Ярким примером стал Корнел Георгицэ, предоставивший фильм «Невеста мертвеца», снятого в копродукции Франции и Румынии.

В центре сюжета «Невесты мертвеца» история трёх французов, представителей съёмочной группы, приехавших в румынскую деревню снимать документальный фильм о таинствах – крестинах, свадьбе и похоронах, но столкнувшихся с событиями, над которыми они оказались невластным.

Дополнительным усиливающим моментом стал тот факт, что в основу картины легли реальные события, но этот приём уже давно не внушает зрителям должного доверия из-за своих размытых рамок. Сама же работа Корнела Георгицэ хороша в первую очередь тем, что представляет собой некую притчу, понятную и доступную зрителю практически любого возраста. Неторопливое развитие сюжета и вплетение в него некой мистической составляющей превращает картину в интересное поле для фантазии, где каждый будет рыться в меру своей жизненной позиции. Дискуссии после просмотра именно такого кино – гарантированы.

Фильм «Невесты мертвеца» не настолько наивен, как это может показаться на первый взгляд. Если копнуть несколько глубже и представить, что за каждым персонажем картины оказывается собирательный образ нашей современности, то становится понятен смысл, заложенный режиссёром. Основа этого принципа – базовая потребность в диалоге, когда для первого человека слово – это жизнь, а для второго оно будет означать смерть. Именно на таких вещах Георгицэ выстроил паутину своей картины, где фактически открытый конец даёт зрителю всё тот же выбор между смертью и жизнью.

Отборочной комиссии ММКФ стоит сказать спасибо за определённую смелость и приглашение «Невесты мертвеца» в конкурс. Такое кино, граничащее с чем-то экспериментальным и межличностным очень нужно не только для контраста, но и становления зрительской аудитории, заметно отвыкшей от подобных фильмов с румынской, в первую очередь, душой.